6 ноября 2014 г.

ВВЕДЕНИЕ ПЕРМАКУЛЬТУРЫ В НАШИ САДЫ!

Создание пермакультурного ландшафта!



В предыдущей статье мы знакомились с основными принципами и понятиями пермакульры. Мы знаем, что уроки надо брать у самой Природы. Только наблюдая, предполагая и пробуя использовать свои догадки в работе, можно создать гармоничные и эффективные системы, которые создают изобилие!

Для тех, кто согласен с тем, что Лучший Учитель - это Природа, пишется эта статья. Сегодня мы продолжаем изучение Пермакультуры: Научимся планировать зоны, Изучать микроклимат участка и много еще полезных вещей...


Планирование зон!



Эта тема может широко применяться в родовых поместьях, когда люди только переехали жить на землю и начинают обживаться и обустраивать пространство вокруг себя.


Но и на садовом участке легко создать устойчивые системы, опираясь на эти принципы и знания.

Ландшафт нужно воспринимать, как последовательность зон.


Зона №1 - внутренняя, ближе всего находится к центру производства энергии, которая потребляется домом, а также сельхозоборудованием.

Данная зона наиболее интенсивно используется и имеет наибольшую плотность жизненноважных элементов. Поэтому нуждается в серьезном контроле. 

Следующая зона № 2, окружающая зону №1 - она гораздо больше, в ней меньше элементов, потэтому здесь не требуется жесткого контроля.

Во второй зоне находятся сады, посадки кормовых культур, то есть растения, которые мы используем в качестве корма для животных. А так же огороды, где мы выращиваем то, что служит основными источниками углеводов.

То есть в этой зоне не огород у дома, а основной, где мы выращеваем наши основные продукты. Если вы живете в зоне холодного климата, то в этой зоне можно разместить дровяной склад.

Отдаляясь от центра, мы переходим в зону № 3, еще большую зону. Здесь располагаются большие сельхозугодья, например пастбища, ветрозащитные полосы, крупные источники воды, запруды и водоразделы.

Что касается элементов для перегноя - это большие ветки и палки, а также бревна. В этой зоне у нас пасутся животные, на больших участках растут крупные деревья, которые снабжают разными продуктами, а также служат источниками топлевной древесины. Это очень обширная зона.

Далее мы переходим к зоне № 4, которая предназначена для лесного хозяйства. Не важно для чего используется лес: получение древесины, строительства, ремесел, разведения животных, собирания грибов... -  не важно. Все это зона  лесного хозяйства, с несложным управлением и большим потенциалом.

За зоной № 4, следует зона № 5. Это естественная дикая экосистема. Мы практически ничего не делаем в этой зоне. Но мы можем собирать здесь что-либо, сохраняя устойчивость системы и наблюдать за природой.

При зонировании нужно учитывать рельеф и ориентацию по сторонам света. Эти параметры меняют форму и площадь зон.


Первая, вторая, третья, четвертая зоны - все они могут меняться, в зависимости от рельефа и расположения по сторонам света.


Освещаются ли они солнцем или находятся в тени, обращены на восток или на запад.


В зависимости от требуемого количества энергии для обработки той или иной зоны, человек - то есть элемент, обрабатывающий землю, взаимодействующий с землей, меняет форму и площадь зон.


Например, если на участке есть крутой склон около дома, то площадь склона тут же перейдет в одну из внешних зон нашего участка, так как требуется энергия для работы на крутом склоне.


Зоны на разных участках всегда разные, но должны быть правильно расположены. Взависимости от затрат труда и сторон света.

Зонирование - это планирование от центра к краю, с учетом экономии энергии. 

Когда мы планируем зоны и расположение элементов, мы должны проанализировать их и задаться вопросом: Как часто я сюда хожу в течение года?

Ответ на него подскажет: как организовать зоны, какие элементы разместить там и как они будут взаимодействовать. В результате мы сможем рационально использовать взаимодействие элементов.

Мы начали собирать элементы, учитывая их взаимосвязь, а также количество требуемой солнечной энергии и количество визитов за год. Это система эффективного энергопланирования!

Анализ секторов!



Анализ секторов - это наблюдение за распределением солнечной энергии на любом участке.  

Сюда относятся: угол падения солнечных лучей зимой и летом, восход и заход, положение солнца в полдень, преобладающие ветра, хороший и плохой вид, шум и пыльные бури.

На нашей земле могут быть заторы или наводнения, заморозки, которые можно или нельзя использовать для наших целей, холодные и зимние ветра. Словом, потенциальная энергия, присутствующая на каждом участке, погодные явления влияют на организацию хозяйства.

Уменьшают нагрузку на участок, усиливают систему, создают определенный микроклимат. Их наличие можно определить, наблюдая за ветром в кронах деревьев.

Собирая информацию о погоде, используя знания местного населения, после определения необходимо сделать выводы: либо вы хотите присутствия данной энергии на участке и ее использования в своих целях, либо вы этого не хотите, так как она не приносит пользы и вы желаете ее заблокировать.


Благодаря анализу секторов, можно значительно улучшить организацию хозяйства. Для этого нужно расположить карту распределения энергии на карту зон.


Это изменит карту зон и даст более четкое представление о том, как моделировать систему. Четко представляя себе процесс моделирования, можно создать хороший микроклимат и уменьшить негативное влияние среды.

В основе рационального зонирования лежит распределение солнечной энергии и ее эффективное использование в каждой зоне.

Пример зонирования местности!



Рассмотрим на примере рациональное зонирование.

Представьте себе участок, находящийся рядом с домом, на котором в метре от него видим изобилие растений. В саду находятся 4 тропы, вдоль которых сосредоточены растения. Они являются источниками витаминов. Материала для перегноя здесь больше, чем достаточно.

Также здесь есть и животные, от которых получают навоз. Это классический пример зоны № 1. Мы проходим под навесом, примыкающим к дому, обвитым виноградом, который оживляет структуру дома.

Идем по тропинкам, вдоль которых растет много еды: вьющиеся растения, лекарственные растения, все они съедобны. Идем дальше и видим стоит кирпичная печь, на столах растет рассада, тут также есть небольшие водоемчики...

Зона № 1 контролируется засчет своего разнообразия и непосредственно самим человеком.

Это место гармоничного существования человека и природы. Здесь должно быть единение дома и живого, продуктивного, функционального и устойчивого сада - нашего кормильца.

Мы видим ягодно-плодовые кусты рядом с домом, богатые витаминами. Далее мы идем по тропинке, окруженной травами и видим бассейн, вода которого не хлорируется, а по берегам опять же съедобные полезные травы, виноград, разные фрукты.

Итак, мы видим все типы съедобных растений, расположенных близко к дому, что очень удобно. Это типичная черта хорошего планирования.

Мы тут же видим зону отдыха для людей, стол и стулья, а рядом с ними стоят купалки - емкости с водой. Они создают среду обитания для мелких хищников и птиц, лягушачьи прудики, камни для ящериц, опять купалки для птиц, которые привлекают их в сад. Это гармоничная среда для людей.

В саду растут ярусы всевозможных съедобных растений, корнеплоды, вьющиеся растения, травы. Их очень много, но все они находятся в экологическом равновесии, благодаря разнообразию растений на данном участке. Эта система очень и очень надежна. В ней вы ощущаете себя защищенным. Ваше хозяйство обеспечивает вам ваше существование и здоровье. И в то же время, сад выглядит интересным и эстетичным.

Это не беспорядочные насаждения, это очень красивый ландшафт, приносящий пользу и вам, и другим существам. Но у сада есть одна особая черта.  

Мы не ведем борьбу с сорняками или вредителями. Все находится в равновесии. А избыток продукции и есть наш урожай - наша пища!

Мы смотрим на крышу дома и видим солнечные батареи, по наличию которых понятно, что мы используем энергию солнца и получаем электричество. Также мы видим на крыше ветряной вентилятор и спутниковую тарелку.

Мы не отказываемся от современных технологий, они нам не враждебны, мы используем их рационально. Это и есть Пермакультура, которая действительно работает!

Мы покидаем первую зону и попадаем во вторую зону, где находится плодовый сад. Мы видим много фруктов, это более лесная зона, здесь есть крупные материалы для мульчирования.

Мы видим поляну, засаженную разными деревьями, не одним видом, а множеством разных видов деревьев. Хорошо подобранное разнообразие деревьев и достаточно света.

В этом саду, можно спокойно гулять и легко собирать урожай. Это уже взрослый сад, ему более 13 лет. Идем дальше и видим плавное соединение зоны два и зоны три, так как здесь есть небольшое пастбище, пасется корова. Ее доят каждый день, она полностью обеспечивает семью молоком, сыром, творогом и маслом.

Она питается травой пастбища, которое получает влагу из зон один и два, а также кормовыми культурами, которые в избытке растут там же. Корова в свою очередь дает нам навоз, который идет на удобрение зоны один и два.  Это очень простой цикл и таких циклов много. И все они хорошо работают.

Идем дальше и видим обычную асфальтированную дорогу, проходящую через участок. По ней течет дождевая вода. По обеим сторонам дороги есть запруды, куда течет эта вода. В запрудах вода насыщается питательными веществами от водных растений и продуктов жизнедеятельности водных животных.

Когда случаются сильные дожди, вода из запрудов очень быстро перетекает на участок в зону два, где опять насыщается питательными веществами и перетекает в зону три, где всасывается.

Создать такую систему не сложно. Нужно, используя свойства ландшафта,  связать зоны и элементы между собой. Большинство людей даже не увидят связи между дорогой, запрудой, лесом и пастбищем. Но связь есть - она очень простая и облегчает труд человека.

Нахождение таких связей - основа проектирования, которое облегчает жизнь процессоорганизации хозяйства и выращивания.

Дальше мы идем и проходим опять через зону один, собираем свежие листья растений, чтобы покормить корову, которая находится рядом с зоной один. Потому что в этом месте, зоны два вообще нет. И это тоже удобно, удобно и корове, и нам. Корова получает еду, а мы получаем навоз - минеральное удобрение с необходимыми веществами для зоны один.

Здесь все хорошо продумано. На этом примере мы увидели рациональное и энергоэкономное хозяйство, где нас окружают элементы, облегчающие труд. А высокий урожай - всего лишь результат правильного их сочетания.

Из зоны три, где находится пастбище для коровы и теленка, мы проходим почти сразу в зону пять, где видим запруду возле дикого леса. Пятая зона сама о себе заботится. И красиво дополняет тихий сельский ландшафт.

Природные образцы!



Природный образец создается при взаимодействии двух элементов. Например, ветер над океаном создает океанские волны. Так формируется любой природный образец. Хотя порой это формирование кажется хаотичным.

Природные образцы создают порядок из хаоса. Именно так аккумулируется энергия в биологических системах. Нам важно понять, что для  создания устойчивого  дизайна, нам нужно ориентироваться на простые образцы.

Водостоки:


Ветки деревьев:


Русла рек:


Устройство листа:



Можно обнаружить спирали:


Мозаичные узоры:


Концентрические круги:


Самих форм не так уж много, но внутри каждой существует бесчисленное множество вариаций и индивидуальных особенностей:





Наша задача не воссоздать образец, а позволить ему эволюционировать.



А также обнаружить образцы в наших системах и способы гармоничного взаимодействия с ними. Мы должны использовать их только, как пример, который напоминает нам, что гармоничное взаимодействие с природными образцами гарантирует нам эффективность.

Использование природных образцов является важной составляющей дизайна. И дело не только в поиске совершенных образцов в природе, и не в стремлении копировать образец, а в поиске функциональных образцов.

Применение природных образцов помогает всегда, когда мы имеет дело с выращиванием любых видов растений. Функциональность образца заключается в его способности сберегать энергию. И когда мы смотрим на природные образцы, то мы обращаем внимание на то, как они способствуют сохранению энергии.

Чем более рационально мы распланируем границы в поликультурных системах, тем более устойчивыми они будут.


Аквакультура представляет собой наиболее продуктивную систему. Множество продуктивных культур произрастает в воде. В системе аквакультуры протеина производится в 30 раз больше, чем на суше.


Растения, рыба и органический материал составляют часть организма, который быстрее всего на земле образует почвы. Мелководные системы в озерах и прудах по производству почвы превосходят леса. Почва на дне пруда необычайно плодородна.


Потрясающее взаимодействие разных элементов. Люди веками создавали малые водные системы. Интенсивное взаимодействие создает самые красивые границы. Так в природе, все это образует прекрасную среду для жизни.


В многоуровневых прудах, которые можно соорудить, питательные вещества, необходимые растениям,  будут оседать вдоль берега, а в середине водоема будет чистая вода, которая прекрасно подойдет для разведения рыб. Дизайн аквакультуры демонстрирует нам успешное применение природных образцов.

Университет природы!



Мы можем наблюдать природные образцы везде вокруг нас. И замечать, каким образом аккумулируется энергия в природных системах, гармонично сочетающих образцы. Природный образец представляет собой границу хаоса и гармонии. Высшая степень развития природной системы - точка перехода от гармонии к хаосу. В этой точке мы наблюдаем наивысшую продуктивность.

Это важнейший принцип Пермакультуры, это связующее вещество, объединяющее все ее элементы воедино. Интуитивно мы все об этом знаем. Эти знания, необходимые нам для выживания, хранятся в нашей родовой памяти.

Мы все можем применить эти принципы. Но этому нигде не учат! Большинство академиков, скорее исключат изучение данных принципов из программы. Тем не менее, все люди способны понять их, в особенности дети, учить которых очень легко. А также люди старшего поколения и племенные жители, которые не погрязли в техногенной среде, и уважающие природную организацию.

Раз вы уже дочитали до этих строк, значит и вам дано понять эти принципы! Вот они: наша школа, класс и учитель! Система, которая пережила тысячелетия и существует по сей день! И будет развиваться дальше! Это университет природного разнообразия!

Климатические условия!

 


Как дизайнеры систем, мы должны понимать исключительную важность типа местности, с которой мы работаем. Будь то равнины или холмистые равнины, покатые склоны или вулканическая местность. Находимся ли мы в горной местности пустыни, где ветер и большое испарение воды. Или в холмистой местности, или в искуственно созданной человеком местности.

Еще один аспект чрезвычайно важный для понимания - это климат местности.

Существуют три основных вида климата:
  • Умеренная зона - с холодной влажной зимой и сухим летом.
  • Тропическая зона - с влажным летом и сухой зимой.
  • Пустынная зона (засушливая) - с сухим климатом, где количество испарений превышает осадки.

Существуют также промежуточные зоны. Если сравнивать разные острова, например, маленький остров в тропическом климате, или остров пустынь, везде будет своя специфика. Все это мы должны учитывать, поскольку многие особенности дизайна тесно связаны с климатом и рельефом.

Нам также может встретиться зона, где мы можем наблюдать орографический эффект - это зависимость климата от рельефа местности. Мы должны обращать внимание на био-географические особенности.

Географическое расположение, особенности рельефа и климата, влияющие на процессы, происходящие на земле - все это объясняется на курсах пермакультурного дизайна, где учат проектировать систему, интерпретировать и правильно применять природные образцы. Эти знания помогут вам проектировать в любой местности, с любым климатом и рельефом.

Деревья!



Мы знаем, что деревья являются основой многих экосистем. И именно деревья обеспечивают стабильный климат: влияют на интенсивность старения, почвенные циклы, служат буфером для ветра, создают микроклимат, влияют на конденсацию.

Конденсация не всегда напрямую зависит от количества выпадаемых осадков. Деревья чрезвычайно необходимы в засушливой местности. Образование конденсата может приравниваться к 80 % осадков, выпадающих в пустыне.

Без деревьев и экосистемы, где привалируют деревья,  у нас не будет выпадать  конденсат на поверхность.

Каждый из нас может собрать семена! Каждый из нас может заложить питомники! Они позволят создать очень продуктивные системы, которые будут развиваться и поддерживать себя вечно. Мы могли бы жить в более благоприятной среде, изобилующей продуктами.

Благодаря организации пространства, согласно устойчивым природным образцам, мы получаем почвообразующие экосистемы, которые производят постоянный урожай и поддерживают стабильность.

Мы также можем замедлять потоки рек, засчет чего уменьшается вероятность наводнений и засух. Мы можем наблюдать более благоприятные климатические условия.

Все это возможно. Стоит только заняться этим на систематической основе. Сделать это нормой - это прекрасная работа, результат которой не разочарует. Это единственный вариант оптимистичного будущего. Все остальное приведет к концу, в буквальном смысле, к концу.

Течение воды, рисунки потоков воды удивительны по своей красоте, постоянно меняются, но формы все время повторяются. Тоже самое наблюдаем и в очертаниях берегов. Нам необходимо изучить этот образец и найти пример функционального взаимодействия, чтобы сказать: " А ведь это одно из полезных свойств, которое можно применить!"

Нам следует обращать внимание на образцы границ, только границы и кромки в естевственных системах дают нам необходимые знания. Урожай в избытке мы можем получить только на пограничных участках. Это постоянное свойство.

И когда мы воспроизводим этот принцип в нашем дизайне, когда мы расширяем границы, когда используем свойства пограничных участков, взаимодействие видов, тогда мы получаем урожай в избытке. А так же продуктивные системы, которые влияют на природные системы. 

Мы создаем почвы! И получаем стабильный урожай! Это именно то, к чему мы стремимся, то, каким оно должно быть!

Почвы!



Почвы - это важная составляющая Пермакультуры. Плодородные почвы обеспечиваются засчет продуманного дизайна. Если мы хотим добиться устойчивости, тогда мы должны создавать почвы высокого качества в большом количестве, которые будут вырабатываться в процессе деятельности системы. Без создания почвы мы не можем добиться устойчивости.

Мы можем повысить плодородность, иммитируя лиственный покров в лесу или создавая компост. Биологически-активный компост стимулирует жизнь в почве. Мы можем создать червятники для получения компоста.

Мы можем сами создавать естественное удобрение. Оно нам необходимо для создания естественной биологической среды, которая будет поддерживать почву живой. Количество и качество почвы будет постоянно расти. Это зависит от того, насколько хорошо мы изучим участок.

При создании естественного удобрения, мы используем процесс разложения компоста. Самая важная часть - это создание почвы! Готовя компост, в действительности, мы иммитируем процесс разложения подстилки леса.

Таким образом можно увеличить численность организмов в почве. Мы подкармливаем не сами растения, а почву, почвенные микроорганизмы, которые затем питают растения.


Это механизм взаимодействия, вариант сотрудничества растений и почвенных микроорганизмов. В органическом смысле, мы питаем только почву!

Компостные черви питаются навозом, овощными очистками и создают высококачественное удобрение. Высококачественная земля, обработанная червями - это результат правильно созданного червятника.

Это очень простая система. Сверху мы добавляем, в-основном, навоз и овощные очистки сколько нам угодно, а черви съедают свою норму каждый день.

Мы получаем полезную жидкость с помощью червей, полную полезных бактерий. Ее можно разбавлять водой в пропорции 1:20 или вылить прямо в сад концентрированную жидкость. Она не обожжет растения. Она поддерживает жизнь почвы, посредством многочисленных почвенных организмов. Вполне безопасна - ее можно использовать в чистом виде.

Эта жидкость и компост - вот все наше удобрение. Бобовые, срезанные на мульчу, также обеспечивают материал для почвы. При использовании этой жидкости через три месяца мы получим целую ванну почвы, обработанной червями.

Понимая все природные процессы, мы можем воссоздавать почвы быстрее, путем иммитации этих процессов. Не только быстрее, но и больше, и лучше.

Начните с малого, но не останавливайтесь, а продолжайте свой путь в этом направлении. Вводите Пермакультуру в свои сады, стройте свое оптимистичное будущее, для себя и своих потомков. Создавайте устойчивые системы, создавайте изобилие вокруг себя - это просто и надежно!

Если вам необходима помощь в освоении участка и во всем, что касается Природного земледелия в-целом, вы можете получить Индивидуальную консультацию! Это поможет избежать ошибок и ускорит процесс восстановления земли! 



Комментариев нет :

Отправить комментарий