Пермакультура - это экологическая система, дизайн!
Пермакультура - это система дизайна, разработанная Биллом Молисоном в 70-х годах. Это жизнь в гармонии с природой, которая приносит пользу всем живым существам и удовлетворяет все потребности человечества.
Современное сельское хозяйство не оправдывает себя, так как истощает запасы воды, вызывает эрозию почвы, изменение климата, а также нехватку продовольствия.
Не нужно заострять внимание на этих негативных проявлениях, а нужно понять, как выйти из сложившейся ситуации и каким образом создать изобилие для себя, не навредив природе.
Сегодня познакомимся с такой системой, которая дает надежду на будущее и дает вести хозяйство, не опасаясь того, что ваши усилия пропадут зря. Надеюсь, что познание сути этой системы будет для вас интересным!...
Этика пермакультуры!
Пермакультура - не просто способ ведения сельского хозяйства, это общественное движение со своими правилами. Эти принципы происходят из традиционных этических норм, которые люди используют для руководства своим поведением.
3 основных принципа Пермакультуры!
- Забота о земле - это забота обо всех живых и неживых системах. Главное здесь ценность жизни - жизнь всех живых существ очень ценна.
- Забота о людях - пермакультура создана, чтобы человек мог жить и процветать в естественной устойчивой экосистеме. Главное в пермакультуре - устойчивость! Если система ведения хозяйства не призвана заботиться о людях, если она делает жизнь трудной или порабощает людей, то это нельзя назвать Пермакультурой. Пермакультура - это забота и о земле, и о людях
- Отдавать излишек, делиться - если возникает излишек энергии, потребностей, времени, информации, то его нужно отдавать, чтобы потом использовать на благо людей и земли. Только таким образом можно создать мир изобилия.
Эти три принципа очень важны. Очень важно понять, что Пермакультура начинается с них. При подобном способе мышления создается новая система сельского хозяйства, новое общество, новые методы использования земли и ресурсов.
Данная система не просто более рациональна, не просто немного другая и люди в ней не просто сводят концы с концами, а люди здесь процветают!
К чему ведет Пермакультура? - К абсолютному процветанию! А что является ее основой? - Наука и Особые этические правила!
Основные понятия в Пермакультуре!
Пермакультура устойчива, она основана на устойчивости экосистемы. Сначала нужно понять, что значит устойчивость? Устойчивая система производит больше энергии, чем потребляем мы. И энергии этой больше, чем достаточно для поддержания всех компонентов системы на протяжении ее жизни.
Если вы посмотрите на живые устойчивые системы - на природные системы, то можно легко заметить, что все они питаются энергией солнца - источником энергии для всего живого на земле.
Солнце - самая устойчивая система! Именно в природе можно увидеть модели, посмотреть на примеры, найти возобновляемые ресурсы.
И если вы при ведении хозяйства используете солнечную энергию в полном объеме, то не нужно волноваться о возобнавляемости. Энергию, которую вы тратите, потребляете, восстанавливает сама природа.
Чтобы планировать на долгий срок и получать урожай очень быстро мы заботимся об использовании возобнавляемых ресурсов. Рассматриваем урожай, как урожай от системы в-целом. Мы создаем системы максимально близкие к природным, работающие по тем же принципам, что и в дикой природе.
Экосистемы обладают огромным разнообразием видов. Разнообразие в природе - ключ к стабильности. Стабильность создает изобилие. А изобилие свидетельствует об эффективности.
Разнообразие - это не просто собрание чего либо, а это и взаимодействие. Только гармоничное взаимодействие элементов гарантирует природную экосистемную естественную стабильность.
При организации хозйства мы уделяем огромное внимание системам в природе. Потому что наша система, наш учитель - это Природа!
Формирование разнообразия в системе!
Формирование разнообразия в системе - это ключ к избытку энергии, к урожаю. Но нельзя создать разнообразие моментально. Это дело времени.
Формирование разнообразия во времени!
Формирование разнообразия во времени происходит последовательно, как в природе.
Оно похоже на восстановительный процесс: бобовые, посаженные под плодовым деревом, отмерая со временем, и снова отрастая и отмерая, снова отрастая и отмерая, насыщают почву под плодовым деревом азотом, - дерево получает необходимые вещества и растет.
Этот процесс можно скопировать и можно даже улучшить. А улучшение природы, если оно идет на пользу природе и укрепляет ее восстановительные организмы, то это прекрасно.
Говоря кратко: формирование разнообразий и в пространстве, и во времени - один из главных принципов Пермакультуры.
Рассмотрим простой пример: ветка, вся покрытая грибами (такое часто видим мы). Всего 6 месяцев назад, она была деревом, а сейчас гниет и превращается в почву. Это дерево выполнило свою функцию: 6 лет его листья служили материалом для перегноя, ветки срезали и бросали на землю для перегнивания, а теперь оно само становится перегноем.
Его разрушают грибы...
Итак, Пермакультура - это поликультурное хозяйство, система с различными элементами. Эти элементы, собранные вместе функционируют не один раз, а в течении долгого времени.
Прежде, чем создавать подобные системы, нужно взглянуть на них изнутри. Понять, как работают природные механизмы? Как их улучшить? Если это возможно. Это изучение - и есть начало пермакультуры.
Нельзя получить урожай в пермакультурном хозяйстве, имея жажду быстрой наживы. То есть пытаться получить наибольший урожай с определенного участка. Это не монокультура, когда у нас одно растение, одно поле, один урожай и один период времени.
Пермакультура учит нас эффективно расходовать энергию. Она учит расчитывать: сколько энергии мы затрачиваем и что получаем, какие усилия затрачиваем для получения урожая, при взаимодействии различных элементов, путем формирования разнообразия во времени и пространстве.
Рассчитав это, мы получаем разные виды урожая в разное время года. При этом, что самое важное, тратим совсем немного сил. В Пермакультуре урожайность, по отношению к затратам труда, очень высока. Так как ведение хозяйства не нарушает законов природы и не разрушает почву. Ведение хозяйства находится в гармонии с природой!
Здесь нет такого понятия, как урожайность какой либо культуры. Речь идет об урожайности на определенной площади по отношению к затратам вашего труда. Многие системы приносят урожай при минимальном участии человека.
Но на самом деле они могут плодоносить и без участия человека. Как не странно это может звучать, но для поддержания естественных систем, нужно затрачивать очень мало труда.
То есть, в Пермакультуре вместо 100 часов бесполезной работы и 1 часа планирования, вы тратите 100 часов на планирование и 1 час на не менее серьезную работу.
При таком подходе, гораздо легче и приятнее жить и работать. С помощью таких методов можно стабилизировать общество и восстановить окружающую среду. Удовлетворяя свои потребности, мы создаем стабильное общество.
Методы проектирования!
В природе один и тот же элемент выполняет множество функций. Каждая функция выполняется при наличии многих элементов.
В сельском хозяйстве, решая как действовать и какие методы использовать, мы выбираем технологию. Техника составляет одно измерение. Стараясь придерживаться одной технологии во времени, мы выбираем стратегию. Стратегия отвечает на вопросы о том: Что и Когда Делать? При таком подходе у нас всего два измерения.
Но для Пермакультуры важно использование природных систем, как образцов. При воссоздании естественных систем, мы используем много элементов.
Элементов, которые выполняют много функций и при этом связанных между собой.
То есть, Пермакультура многомерна! Для ее реализации нужно анализировать элементы и использовать их. Все используемые элементы: животные, растительные, структурные (растения, животные, структуры, деревья), всех их нужно изучать.
Необходимо знать каких вложений они требуют, какой доход они принесут и каковы их изначальные характеристики. Только проанализировав элементы, мы можем иммитировать естественную систему и ее работу.
По каким же критериям строится процесс анализа?
Если элемент - животное, то мы смотрим на характеристики породы. Если мы анализируем строение, то мы анализируем его полезность, материалы, потребление данным строением энергии. А если мы анализируем растение, то обращаем внимание на его способность давать урожай, его функции, ареал произростания и выносливость. Это анализ элементов.
Рассмотрим пример анализа на курице, так как кур очень часто разводят. Итак анализируем, что нужно курицам?
Потребности кур:
- Ей всегда нужна еда
- Свежий воздух
- Хорошая вентиляция курятника
- В холодном климате - теплый воздух, чтобы создать благоприятные условия
- Нужен петух, для продолжения рода
- В рационе необходим гравий, с его помощью происходит перетирание семян в мышечном желудке в горле птицы
- Нужен песок для купания
- Нужна постоянно свежая вода, потому что куры ее быстро пачкают
- За курицей нужно следить. Если не смотреть за ней, то она будет ходить и рыться в земле именно там, где вам не нужно. Да еще и склюет овощи и фрукты...
- Курицу нужно защищать. На кур охотятся хищники.
- Нужен насест, где они могут высиживать яйца.
Мы выяснили потребности куриц...
Перейдем к продуктам, которыми обеспечивают куры и особенностям их поведения.
Куры дают:
- Яйца
- Мясо
- Хороший навоз
- Перья, богатые полезными веществами, которые используются при изготовлении компоста
Так как куры теплокровные животные, то они дают тепло. Когда они собраны вместе, выделяют тепло и начинают перегреваться. Поэтому, их лучше содержать под навесом из стекла или пластика.
Каково поведение кур?
Они роются в земле, перемешивают мульчу, удобряют ее, поедают семена сорняков и личинки вредителей, нарушая их цикл развития. Давайте теперь взглянем на характеристики породы. Породы кур делят на яичные и мясные.
Характеристики Барневельдской породы:
- С довольно хорошей яйценоскостью (зимой)
- Дает неплохое мясо
- Эта порода относится к яично-мясным
- Размер - от среднего до крупного
- Необходим хороший корм
- Плохо переносит шум
Это присущие характеристики породы. На этом закончим анализ. Это был классический пример. Точно также можно проводить анализ любого элемента системы.
Все животные, все растения, все строения имеют потребности и дают какие либо продукты. И обладают присущими только им характеристиками. Анализируя их, можно выбрать лучшие элементы и связать их воедино.
Продукты, полученные от элементов системы нужно рационально использовать. Избыток чего либо, если его нельзя применить в дальнейшем производстве, ведет к хаосу и может служить причиной загрязнения.
Итак, система должна удовлетворять все потребности, а все полученное нужно использовать в системе! Таким образом, система становится замкнутой, полноценной экосистемой. Место обитания человека - ферма или город, становится живым организмом, который удовлетворяет потребности человека, благодаря профессиональной организации.
Приведенный выше пример анализа не единственный, есть и другие. Мы можем использовать несколько из них и создавать системы, наблюдая за живой природой. Это организация хозяйства через наблюдения.
Роль наблюдений в пермакультурном дизайне!
Наблюдение за живой природой и воплощение в жизнь принципов ее работы - это путь к созданию гармоничных и эффективных систем. Везде вокруг нас: даже в городе, или в деревне, достаточно примеров, на основе которых можно рационально организовать хозяйство.
Как мы уже сказали, рациональная организация - залог высокой продуктивности, стабильности и жизни в гармонии с природой. Поэтому, именно у природы следует учиться, как действовать.
Пример: вы видите у себя на грядке сорняк, принадлежащий к определенному семейству, например Пастушью сумку или Ярутку полевую - эти сорняки относятся к семейству крестоцветных, на них имеется большое количество семян! А о чем нам говорит природа в данном случае?
О том, что здесь самое благоприятное место для посадки капусты, например! Все очень просто, можете проверить, если вы посадите здесь капусту, то она будет себя прекрасно чувствовать!
Или например - всем известный пырей ползучий - семество злаковых, а значит, эти места более всего подходят для выращивания злаковых культур.
В данном случае, эти сорняки стали нашими советчиками, показавшими лучшие места для посадки наших сельскохозяйственных культур! Природа приподносит нам уроки. А наша задача: наблюдать, смотреть, строить догадки и предположения и пробовать использовать их в работе!
Итак, сегодня мы начали знакомство с принципами и пониманием Пермакультуры. Может для кого-то эта информация показалась очень сложной для понимания, значит ваше время еще не пришло, вы еще не созрели для этого. У вас еще все впереди, пока продолжайте изучать Природное земледелие.
На самом деле, с наступлением эры Водолея, сознание многих людей поменялось. Доказательством этому служит переход на более высокую ступень развития - это, как один из показателей, переход на Пермакультуру!
Опять же всему свое время, это не может произойти моментально: уснул с одним сознанием, а проснулся с другим. Конечно этот переход происходит постепенно, у кого-то раньше, у кого-то позже. Но мы все к этому идем, только каждый с разной скоростью! Нужно быстро включаться и уметь воспринимать новую информацию, иначе вы останетесь на месте...
На сегодня, думаю, что информации хватит, нужно обдумать, проанализировать ее. А в следующей статье мы продолжим изучение Пермакультуры, научимся планировать зоны, изучать микроклимат и многое другое. Так что до новых встреч, друзья!
Комментариев нет :
Отправить комментарий